В продолжении темы о найденным мною «гене Фейсбука»

Открыл на форуме 23andme тему, посвященную новооткрытому «гену Фейсбука» https://www.23andme.com/you/community/thread/14241/ Просьба к тем, кто имеет аккаунт в 23andme подержать своим участием

One of the biggest failures of the GWAS methodology is that is designed to detect the effects of causative genetic loci where the rarer allele still has a reasonable frequency in the population (greater than 5%). If there are genetic loci influencing the trait where the rare allele has a frequency under 5%, or even under 1%, the GWAS technique is unlikely to be able to detect these loci.

The latest addition to Gedmatch «Rare SNP search» was very helpful in circumventing the problem described above. Having found some rare alleles in Gedmatch databse, i have mentioned an interesting SNP in SLC6A3 gene: rs28363168 (chr5:1447389 A C). The A-genotype of this SNP is very rare (0.6121%), but seems to have an impact on the storage and release of dopamine. The gene SLC6A3 regulates the production of dopamine transporter, a membrane-spanning protein that pumps the neurotransmitter dopamine out of the synapse back into cytosol. From the previous studies we know that SLC6A3 gene is said to have «genetic associations» with the various cognitive and attention disorders (i.e., schizophrenia, depression, alcohol consumption. More interesting, however, is that polimorphisms in that gene increase the odds of having ADHD (Attention deficit hyperactivity disorder). The recent research has shown thta the use of social networking sites can cause personality and brain disorders in children, such as the inability to have real conversations, limited attention spans, a need for instant gratification, Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), and self-centered personalities.
That’s why i’ve dubbed the SLC6A3 gene «the Facebook gene».

rs28363168 is tested by 23andme. I’d like you post your rs28363168 genotype here. Any comments or questions are also highly appreciated

Удалось связаться с носителем сверхредкого гомозиготного варианта AA в снипе rs28363168 (который, как я и говорил ранее, может быть связан с повышенным риском развития ADHD).

В приватной беседе выяснилось, что несмотря на свой AA-вариант снипа, диагнога ADHD у этого индивида X (и его родственников) нет, хотя и присутствуют некоторые симптомы. Зато многие члены этого семейства страдают биполярным аффирмативным расстойством, а некоторые синдромом Аспергера. Это вполне объяснимо, так как вышеупомянутый снип находится в гене, «кодирующем» протеин-транспортер допамина. На эту тему есть хорошое исследование J Psychopharmacol. 2011 Jul;25(7):934-43. Epub 2011 Mar 18. Increased risk-taking behavior in dopamine transporter knockdown mice: further support for a mouse model of mania.

Reduced functioning of the dopamine transporter (DAT) has been linked to bipolar disorder (BD). Mice with reduced DAT functioning (knockdown, KD) exhibit a behavioral profile in the mouse Behavioral Pattern Monitor (BPM) consistent with patients with BD mania in the human BPM. Patients with BD also exhibit increased risk taking, which can be quantified using the Iowa Gambling Task (IGT). We hypothesized that DAT KD mice would exhibit increased risk-taking behavior in a novel mouse version of the IGT. DAT KD and wildtype (WT) littermates were trained in the mouse IGT. In session 1, KD mice initially made riskier choices, but later performed comparably to WT mice. Once trained to stable choice performance, DAT KD mice continued to exhibit a trend to choose the riskier options more than WT mice. Finally, we confirmed that these DAT KD mice also exhibited an exploratory profile in the BPM consistent with patients with BD mania, where risky choice behavior modestly correlated with specific exploration. These data demonstrate that DAT KD mice chose the riskier options more than WT mice, providing further support for the use of DAT KD mice as a model of BD mania.

Поскольку в ходе дискуссии был упомянут синдром Аспергера, то стоит подробнее остановиться на его описании. Люди с синдромом Аспергера часто выделяются весьма педантичной манерой разговора, использованием более формального и структурированного языка, чем того заслуживает ситуация. Пятилетний ребёнок с этим синдромом может регулярно говорить на языке, который бы подошёл университетскому учебнику, особенно в своей области интересов. Язык Аспергера, несмотря на старомодные слова и выражения, грамматически правилен.

Развитие речи у ребёнка бывает исключительно ранним, развиваясь медленно из-за типичной для аспергеров привязанности к структуре и неизменённости жизненных норм, или наоборот несколько поздним по сравнению с братьями и сёстрами, после чего развивается очень быстро, так что в возрасте 5-6 лет речь в любом случае выглядит как правильная, педантичная, не по годам развитая и чрезмерно похожая на взрослую. Часто ребёнок, запомнивший речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор. Однако для него трудно или полностью невозможно быть настоящим собеседником. Специалисты по нарушениям речи обычно называют этот тип проблем термином семантическое прагматическое нарушение, означающим, что, несмотря на нормальные или хорошо выраженные навыки речи, существует неспособность использования языка для коммуникации в условиях реальной жизни. Тональность голоса может быть нарушенной (слишком сильный, сиплый, чрезмерно низкий), темп речи увеличенным или заниженным. Слова часто произносятся излишне ровно и монотонно.

Другим распространённым (хотя и не универсальным) симптомом является буквальное понимание. Эттвуд приводит пример девочки с синдромом Аспергера, которой однажды позвонили и спросили «Павел рядом?». Хотя требуемый Павел присутствовал в доме, его не было в комнате, и, оглянувшись, чтобы убедиться в этом, она ответила «нет» и повесила трубку. Звонящему человеку пришлось перезвонить и объяснить ей, что он хотел, чтобы она нашла Павла и попросила его взять трубку (Attwood, 78).

Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые, как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать, как у них дела. Либо, наоборот, зная, что ответ на вопрос для собеседника может показаться слишком длинным — молчат. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого — честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

Многие люди с синдромом Аспергера также используют слова очень специфически, включая в речь свежепридуманные слова или скомбинированные из знаний разговорного языка с корнями древних, от которых он произошёл, а также необычные сочетания слов. Они могут развить редкий дар к юмору (особенно каламбуры; игра слов; строфы, в которых смысл приведён в жертву рифме; сатира) или написанию книг. (Другой потенциальный источник юмора появляется, когда они понимают, что их буквальные интерпретации забавляют окружающих.) Некоторые настолько хорошо владеют письменной речью, что удовлетворяют критериям гиперлексии (способность понимать письменную речь выше нормы, а способность понимать устную речь — ниже нормы).Возможные причины и происхождение синдрома Аспергера — это горячо обсуждаемая и спорная тема. Мнение большинства, на сегодня, состоит в том, что причины синдрома Аспергера — те же, что и у аутизма. Некоторые, однако, с этим не согласны, и аргументируют, что к синдрому Аспергера и аутизму приводят разные вещи. Всё это происходит на фоне продолжающихся более широких дебатов относительно того, является ли синдром Аспергера и другие состояния (такие как расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью — СДВГ (ADHD)) частью так называемого аутистического спектра.

Среди многих конкурирующих теорий относительно причины аутизма (и, следовательно, как многие уверены — синдрома Аспергера) — теория недосвязанности, разработанная исследователями познавания университета Carnegie Mellon и университета Питсбурга, теория предельного мужского мозга Симона Барон-Коэна (Simon Baron-Cohen), теория пред-работающего аутизма, теория социальной конструкции и генетика.

Возвращаясь к найденной мной ассоции полиморфизма (снипа) rs28363168 c cиндромом ADHD («ген Фейсбука»), необходимо упоминуть один красноречивый факт. К дискуссии на форумах 23andme (по приведенной выше ссылке) подключилась одна из форумных активисток little_bit, которая живо интересуется проблематикой аутизма (ASD/ADHD). Причина ее интереса к аутизму очевидна: ее сыну был поставлен диагноз ADHD/ASD и сейчас он проходит медикаментозный курс лечения лекарствами Strattera, Ritalin и Adderall. ) Так вот у ее сына в снипе rs28363168 тот же геноти АC, что и у меня. Этот гетерозиготный генотип встречается крайне редок, что  подтвердилось в ходе  статистического анализа  публичных данных, опубликованных известным порталом openSNP.
Причем при составлении генотипов ее муж (который также тестирован в 23andme) и сына cтановится очевидно, что сын унаследовал редкую аллель A от отца. Что еще интересней, муж, хотя и не был диагностирован синдромом Аспергера/ADHD в детстве, имеет все очевидные признаки этих расстройств )). Ну и генотип у него соответственно AC ).
Так что выводы моего исследования, как говорится, попали в яблочко:

When I put together my son’s rare snp analysis, rs28363168 in the SLC6A3 gene was probably my most exciting finds. I’m not going to say «smoking gun» quite yet, but close. My son got the rare A allele from his father who is diagnosed with ADHD, and successfully on meds for it. Most interestingly, he got it from his father, who is very classically ADHD/Asperger’s though not officially diagnosed due to his age. He is 81 and they just didn’t do those diagnosis’s back then. If you observe my father-in-laws life, as well as his father, the ADHD symptoms were very evident and unmistakable.My son is most similar to my father-in-law, such that he has the strong ADHD symptoms as well as Asperger’s, whereas my husband is not Asperger’s. I have diagnosed autistic relatives, and several suspected cases so it may just be a luck-of-the draw thing such that both my son and father-in-law got ADHD from their father’s side and ASD from their mother’s side?Anyway, here’s the snp at opensnp — one of the two AC’s has haunted the ASD/ADHD threads here with me for a long time, so yet one more piece of the puzzle. I know that he and my son both share the MAOA 3 repeat warrior version, which being on the X they get from their mother’s. MAO-A is an enzyme that degrades amine neurotransmitters, such as dopamine, norepinephrine, and serotonin and it’s prevalence is around 30% in Europeans. It makes me wonder if there could be a synergistic correlation between the variant and this snp, perhaps as a modifier to more severe ADHD or Aspergers? I know with my father-in-law, husband, and son…my husband has the least severe, and most easily treated case.

Интересно проанализировать распространение генотипов rs28363168 в метапопуляции европейцев.Данные взяты из базы данных dBSNP NCBI
Частоты генотипов CC, AC, AA вычисленны исходя из чисто «европейской» панели HapMap-CEU

Forward strand/ reverse strand %
GG/CC 93,8%
GT/AC 6,2%
TT/AA —

Alleles

G/C 96,9%
T/A 3,5%

Генотип GT/AC имеет частоту распространения 6,2%. Это примерно соответствует частоте распространенности ADHD в европейской популяции. Cм. нижеприведенные ссылки в статье «The size and burden of mental disorders and other disorders of the brain in Europe 2010», в которой частота встречаемости  ADHD  в европейских популяциях оценивается в 5%: «шn this study, 1 in 20 (5%) are thought to have ADHD but diagnosis rates vary depending:-Teachers reporting 18%-Parent reporting 8%-Self reporting 4%-Both parent and self 2%». Похожие выводы можно найти и в другом исследовании:

Males, of course, are much more likely to receive a diagnosis and age factors in as well. ADHD symptoms are estimated at 9.5-16.1% prevalence, but like ASD, it could be a spectrum, with many on the lesser end of the spectrum remaining undiagnosed due to coping skills.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s