Философия геномики

….При этом философская идея, которая легла в основу научного исследования космоса, тоже не является простой. Это идея единства мира и вытекающая из нее идея единства микрокосма и макрокосма – то есть идея того, что человек и космос соотносятся не как бесконечно малая часть и бесконечно большое целое, а представляют собой неразрывное органическое единство. Это единство, кото рое невозможно представить с помощью рассудка, и которое требует очень серьезной философской подготовки, чтобы выразить его в логике понятий, с очевидностью обнаруживает себя в практической человеческой деятельности, которая единственная есть действительная основа науки, из которой единственной наука черпает реальные продуктивные проблемы и которая единственная дает средства их разрешения.   Лучшем выражением этой идеи является пункт второй так называемой Изумру́дной Скрижа́ли (лат. tabula smaragdina) — герметического документа, который согласно легенде был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в недрах египетского храма или найденного на могиле Гермеса Аполлонием Тианским (3 до н. э. — 97 н. э.): "То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи" Эта, на первый взгляд, простая идея позволяет применять методы, понятия и инструменты исследования макрообъектов в исследовании микрообъектов. Так, при изучении микрообъектов — клеточные культуры в чашке Петри — мы можем пользоваться макрообъектными методами социалогии. При изучении девиантных процессов отдельных групп в макросообществе — социуме людей — представляется возможным применение методов и терминов молекулярной патологии (аналогия девиантности в социалогии и малигнантности в патологии)….

Реклама